?

Log in

No account? Create an account
usual-side

Мадам Батерфляй


Вот, собралась наконец написать про театр. Ходили мы на оперу "Мадам Батерфляй", и нам очень понравилось. Надо сказать, что сама я бы на эту оперу не пошла - слишком много критики в её адрес я услышала в торонтовском университете. Впрочем, если разобраться, критиковали не саму оперу, а то, что она, вернее её сюжет, стала основой узкого стереотипа, определившего общественное отношение западного человека к восточной Азии на целые десятилетия. Образ нежной преданной Чио-чио-сан стал ассоциироваться со всей страной и культурой. Спустя добрую половину века под влиянием второй мировой войны образ начали развенчивать с помощью таких произведений, как пьеса "М. Батерфляй" (М. здесь - сокращение от "месьё"), где исходный сюжет оперы полностью выворачивается наизнанку: европейский дипломат в Пекине влюбляется в солистку Пекинской оперы, вступает с ней в долгую, 20-летнюю, любовную связь, после чего оказывается в тюрьме за пособничество в шпионаже: оказалось, что его "возлюбленная" была не только китайским шпионом, но еще и... мужчиной! Причем, пьеса эта основана на реальном инциденте. Всё это мы подробно обсуждали на отделении востоковедения торонтовского университета.

Очень порадовала торонтовская постановка оперы. В ней как раз история Батерфляй и Пинкертона рассказывается не как история столкновения Востока и Запада, а как история двух людей. Никакого излишнего романтичного восточного антуража, все три сцены разыграны практически без смены декораций (если не считать перемещения по сцене лёгких раздвижных перегородок сёдзи японского дома). Самое сильное впечатление на меня произвел фрагмент, где никто не только не поёт, но даже и практически не двигается. Это момент, когда Чио-Чио-сан узнала о возвращении корабля Пинкертона в Нагасаки. Приведя себя в порядок, она стоит и ждёт своего возлюбленного. Сначала ждёт в счастливом предвкушении, потом с тревогой, потом, по мере того, как вечер сменяется ночью, а ночь медленно переходит в утро, её настроение сменяется страшной догадкой и отчаянием. Она стоит на том же месте, но её осанка, выражение лица и руки прекрасно передают её душевное состояние. Всё это сопровождается световыми эффектами вечера-ночи-утра и, конечно, музыкой.

Comments