?

Log in

No account? Create an account
usual-side

Роман Мураками "1Q84"


Прочитать последний роман Мураками - "1Q84" - меня побудило не любопытство и не надежда на то, что в этот раз мне понравится, а просто-напросто то, что меня стали слишком часто о нём спрашивать. На курсах японского, на каллиграфии, и даже в разговорах с не имеющими отношения к японистике людьми это произведение периодически всплывало в разговорах, и в какой-то момент я решила, что раз уж считаю себя до некоторой степени специалистом по японской литературе, то отвечать: "Не читала" уже становится просто не прилично. В конце-концов я отложила все остальные книги, скачала на ридер перевод Коваленина (хорошо, что не купила - не хватало еще такой макулатурой книжный шкаф забивать!), и принялась за чтение.

Надо сказать, что в процессе чтения роман захватывает, в какой-то момент даже начинаешь ожидать от него большего, чем от предыдущих творений Мураками. А потом доходишь до финала, переворачиваешь последнюю страницу, и... и НИЧЕГО! Ровным счетом ничего не остаётся ни в душе, ни в памяти.

Есть авторы, японцы, так же как и не японцы, которые мне не близки в силу особенностей своего стиля изложения или описываемых тем. Например, не люблю сюрреализм Кобо Абэ. Мне от его произведений как-то не по себе становится, хочется закрыть книгу и пойти в парк подышать свежим воздухом. НО: я прекрасно понимаю, что Кобо Абэ - великий писатель, я его уважаю (и с книжной полки не выкидываю). А есть, наоборот, произведения и авторы конкретно слабые, но в них находится что-то созвучное мне и потому запоминающееся. А вот с Мураками, как мало с кем другим: НИЧЕГО не остаётся ни в душе, ни в памяти. Даже неприязни. Просто пустота.

То же самое было с другими книгами Мураками, которые я читала из любопытства или для университета: "Охота на овец", "Кафка на пляже" и "Норвежский лес". Последний даже два раза прочитала, с большим перерывом, всё пыталась понять, что же в нём люди находят. Из всех прочитанных книг больше всего осталось в памяти от "Кафки на пляже", но и то не сюжет в целом, а лишь отдельные темы.

Лишний раз убедилась, что популярная литература и литература высоко-художественная имеют очень мало точек пересечения.

Comments

Современная литература всплывает даже в коровьих какашках :)
Обидно, что в ней, в этой современной литературе, при этом есть свои если не шедевры, то очень достойные произведения, но они остаются почти незамеченными.
Вы что, весь роман прочитали?! Все три части?!

Я прочитал только первую (по-японски), и это было первое произведение Мураками, которое я брал в руки.
Оно же было и будет последнее. Так и хочется крикнуть: "Не надо грязи!" Понятно, что он хочет выглядеть этаким современным японским Достоевским, и, в принципе, верно изображает некоторые аспекты действительности жизни Японии всего лишь 30-летней давности. Но на самом дел все как в анекдоте: ну ужас, но не ужас, ужас, ужас.

Ужас, ужас, ужас - это как раз про этот роман. Не говоря уже о том, что все это нужно сократить в три раза. Баста! Гуд-бай, Мураками!
Да, полностью согласна! Говорю же, я читала его не ради удовольствия, а просто потому, что решила прочитать во что бы то ни стало. Поражает, что из-за этой раздутой популярности Мураками даже ввели в университетские курсы современной японской литературы. Мне кажется, современная японская литература может похвастаться гораздо более достойными творениями.
У меня была та же причина, уж больно много все говорят о Мураками, да и в Японии этот роман стал бестселлером. Но... послевкусие отвратительное. Если это идет на ура, то как-то печально на душе становится.

Современной японской литературы так много, что я, честно говоря, теряюсь, как отделять зерна от плевел.