?

Log in

No account? Create an account
usual-side

"Богатыри" и "Белая сосна"



Недавно, в связи с пробудившимся у меня в последнее время интересом к живописи, я перечитывала фрагменты книги о коллекции Третьяковки и наткнулась на поразившие меня факты.

Оказалось, что первый эскиз своих знаменитых "Богатырей" Васнецов написал находясь в Париже в момент острой тоски по Родине. То есть одно из самых канонических полотен русской живописи, картина, вобравшая в себя колоссальную массу того самого национального самосознания (national identity), о недостатке которого среди канадцев так много говорят в Канаде, эта картина была задумана автором не в среде русских былин и преданий, не в России, а во Франции после продолжительного пребывания за границей. Это ли не лучший пример того, что среда - еще не все, что определенное растояние между ней и автором может помочь создать емкий образ и шедевр национальной культуры, а не воспрепятствовать этому.

Следующая строка из книги поразила не менее сильно. С момента создания эскиза до окончания работы над полотном (размер которого составляет более шести квадратных метров) прошло... 25 лет! Четверть века труда, невзгод и лишений потребовалась для создания образа Древней Руси, наших корней. Я хорошо знаю, что написание значительного литературного произведения как правило занимает около десяти лет, но про такой срок создания визуального образа слышу впервые.

Мне кажется, мы, с малых лет привыкшие с изображению "Богатырей" в наших учебниках, недооцениваем значение этого и других ему подобных образов для развития нашего русского самосознания. Как-то у меня зашел разговор о русской живописи с одним из моих коллег - художником, иммигрантом из Китая. Я принесла ему показать эту книжку о шедеврах Третьяковки, и дойдя до "Богатырей", замялась, не зная, как лучше выразить значение этой картины для русского человека. "Это персонажи из какой-то древне-русской книги?" - спросил художник. "Нет, не то чтобы..." - ответила я. В конце концов я сказала: "You know, I came from the land guarded by these knights", и он, похоже, понял.

Чтобы развить тему я попыталась вспомнить какую-нибудь канадскую картину сравнимой ценности, но увы, канадская картина сравнимой ценности, помещенная в канадские школьные учебники, как каноническое полотно канадской живописи, оказалась слишком несравнимой с русской по глубине охвата материала.

На картина White Pine художника A.J.Casson изображена одинокая сосна, растущая, как это часто можно видеть в Канаде - стране озер - на каменистом берегу озера. Размер полотна - не больше альбомного листа бумаги.

Есть в этой картине что-то очень канадское, если можно так сказать, в ней показан дух канадской природы. А персонажей на картине нет. Ни реальных, ни вымышленных. Потому что нет у канадцев еще national identity, нету своих, впитанных с молоком матери, легенд и преданий. Пока есть только природа.

Comments

Интересно, как это выглядело с точки зрения китайца, для которого - если он действительно китаец, а не канадец китайского происхождения - большинство культур мира - бабочки-однодневки, только что появившиеся на свет...

Вот взять типичный сюжет наших сказок - Иван-дурак нашел говорящую щуку. И их - юноша приехал в город сдавать государственные экзамены.
Да, про сказки - это точно, так и есть :)

Китаец настоящий, китайский. Про Ивана-дурака я ему не рассказывала, а наличие сказочных существ, охраняющих земли, ему очень даже понятно, в Китае-то их более чем хватает. Только в Китае они, как правило, имеют ярко выраженную не человеческую внешность. Вот это - внешность - его поначалу и смутило, а так саму идею он лучше канадца прочувствовал, как мне кажется.